Наша компетенция
Краткая характеристика морского рыбопромыслового флота России
Согласно данным ЕСИМО в ноябре 2012 года морской рыбопромысловый флот России насчитывал 914 судов различных типов, в том числе:
- Траулеры (самый распространенный тип) – 492 единиц. (в Северном бассейне доля тралового флота выше, чем в среднем по России, и составляет около 80%).
- Сейнеры (судна, ведущие промысловый лов пелагических рыб при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой) – 132 единиц.
- Суда, ориентированные на ярусный лов (лов, при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу - «ярусу») – около 49 единиц. Наибольшее число судов данного типа находятся на Дальнем Востоке.
В настоящее время отмечается крайне высокий уровень старения российского рыбопромыслового флота. Так, в целом по России средний возраст судна составляет 27 лет, в то время как типичный срок службы морского судна составляет около 30 лет, иногда до 40 лет. Суда ярусного лова в Северном бассейне в среднем имеют еще более высокий возраст – 31 год. За последние 5 лет в Северном бассейне РМРС не зарегистрировало ни одного нового рыбопромыслового судна.
Новая тенденция - суда ярусного лова
Новой тенденцией может стать обновление рыбопромыслового флота за счет строительства судов ярусного флота. Данный вопрос находится на стадии разработки и широко лоббируется судостроительной компанией «Пелла», которая в настоящее время осуществляет строительство судна-ярусолова для дочерней компании «Пелла-Персей».
Преимущества ярусного лова
Выделяют следующие основные преимущества ярусного лова:
- 30-40% площади районов, на которых ведется траловый лов, представлена грунтами, непригодными для тралового промысла, т.е. применение в таких районах ярусоловов более оправдано;
- ярус позволяет с большей эффективностью облавливать разреженные скопления рыб, добыча которых другими способами лова нерентабельна;
- ярус позволяет использовать акватории, закрытые для тралового лова по причине сверхдопустимых приловов других видов рыб и молоди;
- высокая селективность ярусного лова позволяет отбирать из промысловых запасов рыб определённого вида и размера за счет использования крючков разного размера. Данное преимущество может быть использовано также для вылова только крупных особей, в случае введения жестких ограничений на вылов нерестовых рыб и падения запасов рыбы;
- рыбопродукция, получаемая на судах ярусного лова, отличается более высоким качеством и, соответственно, стоимостью;
- стоимость строительства судов ярусного лова несколько ниже, чем аналогичных судов тралового лова за счет меньшей мощности главных двигателей;
- возможность лова в более худших погодных условиях, когда работа тралового флота невозможна;
- ярус – это пассивное орудие лова, при использовании которого расход топлива на 1 т выловленной рыбы ниже, чем при траловом лове;
- признано, что лов ярусом является экологически чистым, т. к. при траловом лове вся рыба, особенно пикша или палтус, ушедшая сквозь ячею трала, как правило, гибнет, так же при использовании донных тралов разрушается экосфера дна моря.
Недостатки ярусного лова
К основным недостаткам ярусного лова можно отнести:
- невозможность совмещения во времени выполнения процессов постановки и выборки ярусов в одном и том же районе лова, что приводит к большим затратам судовых усилий;
- меньший объем вылова по сравнению с судами тралового флота.
- некоторые запасы рыбы, такие как сайда (минтай) и камбала, являются труднодоступными для ловли ярусными орудиями и их лов возможно только с помощью тралового промысла;
- необходимость использовать в качестве приманки дополнительные биологические ресурсы, т. е. кальмаров, рыбу, моллюсков;
- несмотря на более современное и безопасное оборудование по наживке, выбросу и выбору яруса, вахта для рыбаков ярусных судов более трудная по сравнению с траловым флотом.
Рынок продажи судов ярусного флота
Рис. 1. Структура предлагаемых к продаже ярусников по принадлежности к лед. классу
Около 60% предлагаемых к продаже судов ярусного лова являются судами ледового класса, основной страной-производителем подобных судов данного класса является Норвегия.
Если помимо судов ярусного лова учитывать также траулеры ледового класса, то структура предложений продажи судов на мировом рынке будет следующей:
Рис. 2. Структура предлагаемых к продаже рыболовных судов ледового класса
Несмотря на более широкую распространенность траулеров, количество предложений продажи судов ярусного лова и траулеров в рамках ледового класса равнозначны.
Выводы
Анализ мирового рынка продажи судов ярусного лова позволяет сделать следующие выводы:
- Сводные данные по анализу предложений продажи ярусников:
№ п/п | Показатель | Ледовый класс | НЕледовый класс |
1 | Длина | 34-54 м | 21-34 м (без учета крайнего значения 40 м) |
2 | Ширина | 7-12 м | 5-8,5 м |
3 | Год постройки | 1977 - 1999, (наиболее часто встречающиеся значения: 1988 – 1994) | 1980 - 2002, |
4 | Цена предложения, без НДС | 100 - 300 млн руб. (3 предложения в диапазоне 29,7 - 80,7 млн руб.) | 10,9 - 35,5 млн руб. |
- суда ледового класса существенно дороже в сравнении с судами, не имеющими ледовый класс;
- типичный срок экспозиции судна ярусного лова составляет 15 месяцев, в то время как типичный период экспозиции большинства траулеров при адекватном поведении продавца составляет менее 1 года;
- максимальная корректировка цены предложения с момента появления предложений в листинге до даты оценки составляет 20-25%.
В настоящее время самым крупным ярусоловом является норвежское судно, построенное в августе 2011 года на турецкой верфи Tersan Shipyard – «SF-1-S FROYANES» длиной 60 метров, осадкой 5 метров, оснащенное оборудованием на постановку 70 тыс. крючков.