Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/300-icebreaker и имени автора.
Наша компетенция
Суда ледокольного флота
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ледокол представляет собой самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка каналов, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
История ледоколостроения насчитывает около 100 лет. Общее количество ледоколов, введенных в строй за этот период, превышает 130. Строительство ледоколов активно ведется Финляндией, Канадой, США, Швецией, Данией, Россией и рядом других стран. Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.
Конструктивно ледоколы отличаются от других судов формой корпуса, его большой прочностью, особенно в оконечностях, мощной и высокоманевренной энергетической установкой и более прочным винто-рулевым комплексом. Форма корпуса ледокола характеризуется малой длиной при большой ширине.
Гребная установка ледокола должна отвечать жестким требованиям, которые обусловлены перепадом нагрузок на двигатели в периоды работы в ледовых условиях или при работе передним ходом на свободной воде. В связи с этим на ледоколах устанавливают двигатели повышенной надежности, которые в отличие от двигателей обычных судов способны быстро набирать полные обороты и развивать полную мощность во всем диапазоне скоростей вращения.
Также особенностью ледоколов является наличие специальных систем для предотвращения заклинивания судна во льдах (креновая, дифферентная, и в ряде случаев - пневматическая омывающая система).
1.1.1. Классификация ледоколов
Ледоколы можно классифицировать по следующим признакам:
• по назначению;
• по району плавания;
• по мощности энергетической установки;
• по типу энергетической установки;
• по способу преодоления ледяных препятствий;
• по отдельным конструктивным признакам.
По назначению
Наиболее часто ледоколы классифицируют по назначению, от которого в первую очередь зависит мощность и другие основные его элементы. Таким образом, различают:
• ледоколы-лидеры, которые возглавляют проводку судов, следуя впереди каравана и прокладывая канал во льдах;
• линейные ледоколы, которые выполняют работу по проводке, околке и буксировке судов;
• вспомогательные ледоколы, используемые для кантовки судов, их околки и буксировки.
По району плавания
В соответствии с классификацией Российского Регистра судоходства ледоколы имеют следующие ориентировочные эксплуатационные характеристики:
• ЛЛ6 — выполнение ледокольных операций в портовых и при портовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;
• ЛЛ7 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, — при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 11 МВт;
• ЛЛ8 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 22 МВт;
• ЛЛ9 — выполнение ледокольных операций: в арктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 48 МВт.
По мощности энергетической установки
В специализированной литературе представлено следующее условное деление ледоколов по мощности СЭУ:
• мощные ледоколы, имеющие мощность главных двигателей свыше 25000 л. с, которые обычно используются в качестве лидеров или линейных ледоколов при проводке судов в арктических и замерзающих неарктических морях;
• средние ледоколы, имеющие мощность двигателей 12000 - 25000 л. с. Они обычно используются в качестве линейных ледоколов для работы по проводке судов в арктических и замерзающих неарктических морях;
• малые (вспомогательные) ледоколы, имеющие мощность двигателей 6000 -12000 л. с.
По типу энергетической установки
На современных ледоколах как правило используются судовые энергетические установки двух типов:
• дизель-электрические (наиболее распространенные);
• атомные паротурбинные с электрической передачей.
По способу преодоления ледяных препятствий
По способу преодоления ледяных препятствий ледоколы делятся на две группы: разрезающие лед острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи и продавливающие лед весом судна с расколом льда.
По отдельным конструктивным признакам
Ледокол может разное количество гребных винтов (до четырех). У четырехвинтового судна два винта расположены в кормовой части и два - в носовой. Такая конструкция повышает маневренность ледокола и снижает вероятность застревания во льдах.
Для борьбы с застреванием на ледоколах используются:
• креновая и дифферентная системы;
• пневматическая омывающая система (на современных судах).
Пневматическая омывающая система была разработана фирмой "Вяртсиля" как альтернатива раскачиванию - методу борьбы с заклиниванием судна. Сжатый воздух выходит через сопла, расположенные вдоль корпуса. Создаваемый при этом интенсивный поток смеси воды и воздуха образует слой, снижающий трение корпуса о лед.
В профессиональной литературе встречается также классификация по типу конструкции: ледоколы «русского», «американского», «финского» типов.
СТОИМОСТЬ СУДОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА
Стоимость на суда ледокольного флота зависит от значительного числа факторов.
Оценить возможный масштаб цен и зависимость стоимости от особенностей представленных к продаже судов можно на основании данных, представленных в таблице 1.
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
Таблица 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ ЛЕДОКОЛОВ
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | Буксир- ледокол | Ледокол | Рейдовый ледокол- буксир- толкач | Ледокол/ экспеди- ционное судно | Ледокол- буксир | Ледокол- экспеди- ционное судно | Ледокол- экспеди- ционное судно | Ледокол- буксир | Ледокол- буксир | Ледокол |
1 | Год постройки | - | 1983 | 1957 | 1980 | 1976 | 1989 | 1989 | 1967 | 1959 | 1956 | 1959 |
2 | Место постройки | - | Финляндия Wartsila Helsinki | Германия | СССР | Норвегия | Польша | Польша | СССР | Швеция | Швеция | Канада |
3 | Регистр | - | ОАЭ | Финляндия | Россия | Испания | Германия | Гонконг | Германия | Финляндия | Швеция | Канада |
4 | Длина наибольшая | м | 71,6 | 32,09 | 30 | 50 | 53,16 | 91,25 | 67 | 25,31 | 24 | 72,54 |
5 | Ширина наибольшая | м | 18 | 8,6 | 8,7 | 12 | 12,14 | 71,61 | 18 | 7,68 | 7,5 | 14,63 |
6 | Скорость | узл. | 14 | - | 10 | - | - | - | - | - | 11 | 15 |
7 | Осадка | м | 6,7 | 3,8 | 1,98 | 5 | 4 | 5,8 | 8 | 4,2 | 3,65 | 4,98 |
8 | GRT | р.т. | 3112 | 3,8 | 187 | - | 1178 | 4575 | - | 135 | 117 | - |
9 | NRT | р.т. | 934 | 202 | - | - | - | 1417 | - | 41 | 35 | - |
10 | DWT | т | 417 | - | - | - | 392 | 804 | - | - | - | - |
11 | Тяговое усилие | т | 38 | - | 42,1 кН | - | 25 | 14,3 | - | 13,5 | 13 | - |
12 | Число главных двигателей | - | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
13 | Общая мощность главных двигателей | л.с. | 7000 | 1450 | 598 | 2200 | 3000 | 1741 | 5200 | 1100 | 1200 | 5332 |
14 | Последнее доковое освидетель- ствование | - | июл.06 | - | - | - | 2005 | - | 2005 | авг.08 | 2004 | |
15 | Очередное доковое освидетель- ствование | - | сен.08 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
16 | Цена | - | 5000000 USD | 290000 EUR | 11000000 руб. | 2800000 EUR | 1200000 EUR | 7500000 USD | 995000 EUR | 350000 EUR | 250000 EUR | 1955000 CAD |
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
март 2012 года
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/300-icebreaker и имени автора.