Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/291-floating-crane и имени автора.
Наша компетенция
Обзор рынка плавучих кранов
Плавучие краны можно классифицировать по следующим признакам1:
• по назначению;
• по типу плавучего основания;
• по конструкции верхнего строения;
• по району плавания;
• по организации работы;
• по способу перемещения и системе позиционирования.
Классификация плавкранов по назначению
Плавучие краны могут использоваться для проведения различных работ, но с некоторой долей условности их можно разбить на ряд групп, отвечающих определенному основному назначению, а именно:
• плавкраны для погрузочно-разгрузочных работ;
• транспортно-монтажные плавучие краны;
• плавкраны для строительно-монтажных работ;
• плавкраны для обслуживания сооружений шельфа;
• плавкраны для проведения специальных работ.
Плавкраны для погрузочно-разгрузочных работ предназначены для выполнения грузовых операций в портах, на рейдах и других акваториях. В большинстве случаев они работают в грейферно-крановом режиме на реках, озерах и закрытых портах при обработке судов с минерально-строительными, лесными и генеральными грузами.
Краны, относящиеся к данной группе, в основном имеют небольшую грузоподъемность. Как правило, в качестве плавучего основания используется прямоугольный понтон. Верхнее строение (кран) имеет конструкцию, оптимизированную для выполнения данной функции. Краны данной группы могут быть самоходными либо несамоходными. На верхней палубе часто предусмотрена площадка для размещения груза.
Многие краны для погрузочно-разгрузочных работ изначально проектируются как многоцелевые, которые могут использоваться при проведении гидротехнических и строительных работ, аварийно-спасательных работ, на судостроительных и судоремонтных предприятиях.
К данной группе относятся такие плавкраны как «Ганц» (Венгрия; 25/16 т и 100 т), «Атлет» (ФРГ; 100 т), «Шраван» (Япония; 125 т), «Лондон Леви Этан» (Нидерланды, 60 т), «Астрахань» (СССР, 60 т), «Черноморец» (СССР, 100 т), «Севастополец» (СССР, 140 т), «Богатырь» (СССР, 300 т) и многие другие.
Транспортно-монтажные плавучие краны предназначены для транспортировки и монтажа различных конструкций (элементов стационарных буровых платформ, пролетных строений мостов и проч.). Они имеют грузовые площадки значительных размеров. Крановое оборудование обеспечивает значительную высоту подъема груза и большие вылеты. Как правило, краны данной группы самоходные. Они имеют высокую мореходность и эффективные системы позиционирования. В качестве плавучего основания используются корпуса с обводами, близкими к судовым, катамараны, полупогружные конструкции.
К данной группе относятся такие плавкраны как «Кер-Оглы» (СССР; 250 т), «Титан» (Финляндия; 600 т), «Станислав Юдин» (Финляндия; 1600 т) «Hermod» (Япония; 7940 т) и ряд других.
Плавкраны для строительно-монтажных работ кроме грузоподъемного устройства имеют на борту специальное технологическое оборудование, необходимое в соответствии с его целевым назначением: для прокладки, ремонта и обслуживания подводных трубопроводов, для забивки свай, водолазных работ и так далее. Плавучие основания у них часто аналогичны транспортно-монтажным кранам.
К данной группе относятся такие плавкраны как «ETPM 1601» (1815/1450 т), «Thor» (1815/1815 т), «Odin» (2720/2450 т) «Chellenger» (725/545 т) и ряд других.
Плавкраны для обслуживания сооружений шельфа имеют, как правило, специальную конструкцию, которая обеспечивает выполнение функций всех трех перечисленных выше групп плавкранов.
К данной группе относятся такие плавкраны как «Якуб-Кизимов» (СССР; 25 т), «Атлет» (Польша; 40 т), «Пассеко» (США; 275 т) и другие.
Плавучие краны для специальных работ имеют грузоподъемное устройство, приспособленное для выполнения каких-либо специфических операций, например, подъема шлюзовых ворот каналов и батопортов доков, укладки бетонных конструкций при строительстве гидротехнических сооружений и так далее.
Примером плавкрана данной группы является кран «OSTREA» (Голландия), предназначенный для строительства дамб и причалов.
Классификация плавкранов по типу плавучего основания
Конструкции плавучих оснований плавкранов отличаются большим разнообразием и определяются назначением, требованиями к мореходности и району эксплуатации и рядом других факторов. Классификация плавкранов по данному признаку представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация плавучих кранов по типу плавучего основания
Понтонное плавучее основания наиболее часто используются при постройке портовых и рейдовых плавучих кранов, для которых высокие мореходные качества не являются определяющими.
Классификация плавкранов по типу верхнего строения
Верхнее строение – это крановый механизм, смонтированный на плавучем основании. Он различается конструктивным исполнением, используемыми механизмами, грузоподъемностью, количеством установленных крановых устройств и т.п.
Укрупненная классификация плавкранов по данному признаку представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Укрупненная классификация плавучих кранов по типу верхнего строения
Представленная укрупненная классификация может быть детализирована разделением плавкранов на группы с различным типом стрелы (монолитной, ферменной, шарнирно-сочлененной), с различным креплением верхнего строения к плавучему основанию (на столе, на колонне, с передвижением по понтону и т.д.), по способу уравновешивания и т.д.
Классификация плавкранов по району плавания
По району плавания плавкраны можно классифицировать на:
• портовые и рейдовые плавучие краны;
• плавучие краны ограниченного района плавания;
• мореходные плавучие краны.
Классификация плавкранов по организации работы
Данная классификация относится в первую очередь к транспортно-монтажным и строительно-монтажным плавучим кранам. Для них существует в основном две формы организации работ:
• автономная;
• экспедиционная.
Классификация плавкранов по способу перемещения и системе позиционирования.
По способу перемещения плавкраны делятся на самоходные и несамоходные. В то же время, некоторые несамоходные краны оборудуются средствами активного управления (например, винто-рулевыми колонками). Наиболее часто это встречается у плавкранов, имеющих неповоротное верхнее строение.
Энергетическая установка плавкрана (самоходного и несамоходного) может быть паровой, дизельной, пароэлектрической и дизель-электрической. Современные плавучие краны стоятся, как правило, в дизель-электрическом исполнении.
В качестве движительно-рулевого комплекса у самоходных плавучих кранов используются гребные винты, гребные винты в насадке в сочетании с обычным рулем, крыльчатые движители, винто-рулевые колонки. Возможны комбинации из двух типов движителей.
В большинстве плавкраны оборудуются подруливающими устройствами различных типов.
По способу позиционирования плавкраны делятся на следующие группы:
• без системы позиционирования;
• с пассивной системой позиционирования;
• с активной системой позиционирования;
• с комбинированной системой позиционирования.
Плавкраны без системы позиционирования имеют обычное якорно-швартовное устройство.
Верфи, осуществляющие постройку плавучих кранов
В период существования СССР основными верфями, осуществляющими постройку аналогичного оборудования, являлись:
• Севастопольский морской завод имени С. Орджоникидзе, г. Севастополь;
• Астраханское судостроительное объединение, г. Астрахань;
• Выборгский судостроительный завод, г. Выборг;
• ПТО имени С.М. Кирова, г. Ленинград.
Также в строительстве плавучих кранов для Советского Союза участвовали такие зарубежные верфи, как «Blohm+Voss» (Германия), «Wartsila», (Финляндия) и другие заводы ФРГ, Венгрии и США.
В настоящий момент строительный потенциал отечественного судостроения утрачен, информация о строительстве указанными выше отечественными судостроительными организациями подобных плавучих средств в серийном исполнении в открытых печатных источниках и на информационных сайтах верфей отсутствует.
Особенностью строительства плавучих кранов является участие, как правило, двух ключевых строительных заводов, одного - осуществляющих постройку плавучего основания и второго – строительство и монтаж грузоподъемных устройств (кранов).
Мировыми лидерами в постройке грузоподъемных устройств для плавучих кранов в разное время являлись Kone, IHC-Gusto, SHI, Clyde, American-Hoist и другие. В последнее время значительную долю рынка начинаю занимать китайские производители.
В результате проведенного анализа предложений на продажу плавучих кранов были выбраны ценообразующие факторы, имеющие наибольшее влияние на рыночную стоимость плавкранов.
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
март 2012 года
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/291-floating-crane и имени автора.
1 Анатолий Новиков «Режимы работы и годовая производительность плавучих кранов», Севастополь, 2003 г.
К данной группе относятся такие плавкраны как «Кер-Оглы» (СССР; 250 т), «Титан» (Финляндия; 600 т), «Станислав Юдин» (Финляндия; 1600 т) «Hermod» (Япония; 7940 т) и ряд других.
Плавкраны для строительно-монтажных работ кроме грузоподъемного устройства имеют на борту специальное технологическое оборудование, необходимое в соответствии с его целевым назначением: для прокладки, ремонта и обслуживания подводных трубопроводов, для забивки свай, водолазных работ и так далее. Плавучие основания у них часто аналогичны транспортно-монтажным кранам.
К данной группе относятся такие плавкраны как «ETPM 1601» (1815/1450 т), «Thor» (1815/1815 т), «Odin» (2720/2450 т) «Chellenger» (725/545 т) и ряд других.
Плавкраны для обслуживания сооружений шельфа имеют, как правило, специальную конструкцию, которая обеспечивает выполнение функций всех трех перечисленных выше групп плавкранов.
К данной группе относятся такие плавкраны как «Якуб-Кизимов» (СССР; 25 т), «Атлет» (Польша; 40 т), «Пассеко» (США; 275 т) и другие.
Плавучие краны для специальных работ имеют грузоподъемное устройство, приспособленное для выполнения каких-либо специфических операций, например, подъема шлюзовых ворот каналов и батопортов доков, укладки бетонных конструкций при строительстве гидротехнических сооружений и так далее.
Примером плавкрана данной группы является кран «OSTREA» (Голландия), предназначенный для строительства дамб и причалов.
Классификация плавкранов по типу плавучего основания
Конструкции плавучих оснований плавкранов отличаются большим разнообразием и определяются назначением, требованиями к мореходности и району эксплуатации и рядом других факторов. Классификация плавкранов по данному признаку представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация плавучих кранов по типу плавучего основания
Понтонное плавучее основания наиболее часто используются при постройке портовых и рейдовых плавучих кранов, для которых высокие мореходные качества не являются определяющими.
Классификация плавкранов по типу верхнего строения
Верхнее строение – это крановый механизм, смонтированный на плавучем основании. Он различается конструктивным исполнением, используемыми механизмами, грузоподъемностью, количеством установленных крановых устройств и т.п.
Укрупненная классификация плавкранов по данному признаку представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Укрупненная классификация плавучих кранов по типу верхнего строения
Представленная укрупненная классификация может быть детализирована разделением плавкранов на группы с различным типом стрелы (монолитной, ферменной, шарнирно-сочлененной), с различным креплением верхнего строения к плавучему основанию (на столе, на колонне, с передвижением по понтону и т.д.), по способу уравновешивания и т.д.
Классификация плавкранов по району плавания
По району плавания плавкраны можно классифицировать на:
• портовые и рейдовые плавучие краны;
• плавучие краны ограниченного района плавания;
• мореходные плавучие краны.
Классификация плавкранов по организации работы
Данная классификация относится в первую очередь к транспортно-монтажным и строительно-монтажным плавучим кранам. Для них существует в основном две формы организации работ:
• автономная;
• экспедиционная.
Классификация плавкранов по способу перемещения и системе позиционирования.
По способу перемещения плавкраны делятся на самоходные и несамоходные. В то же время, некоторые несамоходные краны оборудуются средствами активного управления (например, винто-рулевыми колонками). Наиболее часто это встречается у плавкранов, имеющих неповоротное верхнее строение.
Энергетическая установка плавкрана (самоходного и несамоходного) может быть паровой, дизельной, пароэлектрической и дизель-электрической. Современные плавучие краны стоятся, как правило, в дизель-электрическом исполнении.
В качестве движительно-рулевого комплекса у самоходных плавучих кранов используются гребные винты, гребные винты в насадке в сочетании с обычным рулем, крыльчатые движители, винто-рулевые колонки. Возможны комбинации из двух типов движителей.
В большинстве плавкраны оборудуются подруливающими устройствами различных типов.
По способу позиционирования плавкраны делятся на следующие группы:
• без системы позиционирования;
• с пассивной системой позиционирования;
• с активной системой позиционирования;
• с комбинированной системой позиционирования.
Плавкраны без системы позиционирования имеют обычное якорно-швартовное устройство.
Верфи, осуществляющие постройку плавучих кранов
В период существования СССР основными верфями, осуществляющими постройку аналогичного оборудования, являлись:
• Севастопольский морской завод имени С. Орджоникидзе, г. Севастополь;
• Астраханское судостроительное объединение, г. Астрахань;
• Выборгский судостроительный завод, г. Выборг;
• ПТО имени С.М. Кирова, г. Ленинград.
Также в строительстве плавучих кранов для Советского Союза участвовали такие зарубежные верфи, как «Blohm+Voss» (Германия), «Wartsila», (Финляндия) и другие заводы ФРГ, Венгрии и США.
В настоящий момент строительный потенциал отечественного судостроения утрачен, информация о строительстве указанными выше отечественными судостроительными организациями подобных плавучих средств в серийном исполнении в открытых печатных источниках и на информационных сайтах верфей отсутствует.
Особенностью строительства плавучих кранов является участие, как правило, двух ключевых строительных заводов, одного - осуществляющих постройку плавучего основания и второго – строительство и монтаж грузоподъемных устройств (кранов).
Мировыми лидерами в постройке грузоподъемных устройств для плавучих кранов в разное время являлись Kone, IHC-Gusto, SHI, Clyde, American-Hoist и другие. В последнее время значительную долю рынка начинаю занимать китайские производители.
Предложения на продажу плавучих кранов
Был осуществлен сбор и обработка информации полученной из открытых источников. Обнаруженные предложения на продажу плавучих кранов представлены в таблице 1.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ ПЛАВУЧИХ КРАНОВ
Был осуществлен сбор и обработка информации полученной из открытых источников. Обнаруженные предложения на продажу плавучих кранов представлены в таблице 1.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ ПЛАВУЧИХ КРАНОВ
№ п/п | Кран | Цена, тыс. руб | Дата объявления | Местоположение | Способность к передвижению | Возраст, лет | Грузоподъемность, тонн | Площадь понтона, кв.м | Водоизмещение понтона, тонн | Состояние |
1 | КПЛ-5-30№1 | 8000 | 01.11.2010 | н/д | Несамоходный | 37 | 5 | 348 | 335 | Хорошее |
2 | СПК-16 | 3868 | 21.09.2006 | СПб | Самоходный | 42 | 5 | 160 | 80 | Хорошее |
3 | СПК-16 | 2770 | 19.20.2007 | Таганрог | Самоходный | 43 | 5 | 160 | 80 | Отличное |
4 | КПЛ 5-30 | 6100 | 11.06.2007 | н/д | Несамоходный | 43 | 5 | 348 | 335 | Хорошее |
5 | КПЛ 5/30 | 5000 | 16.11.2009 | Онежское озеро | Несамоходный | 42 | 5 | 348 | 335 | Отличное |
6 | КПЛ 16/30 | 12500 | 08.11.2010 | Волгоград | Несамоходный | 36 | 16 | 529 | 537 | Документы регистра просрочены |
7 | Ганс 16/30 | 14000 | 21.09.2006 | Омск | Несамоходный | 16 | 16 | 499 | 634 | Хорошее |
8 | Плавучий кран г/п 25 тн | 12000 | 26.08.2007 | Бассейн р. Обь | Самоходный | 26 | 25 | 639 | 892 | Хорошее |
9 | ПК-5025 проект Д-9030 | 4197 | 21.10.2009 | н/д | Самоходный | 31 | 25 | 639 | 892 | Хорошее |
10 | ПК-86025 проект Д-9030 | 4197 | 22.10.2009 | н/д | Самоходный | 35 | 25 | 639 | 892 | Хорошее |
11 | Черноморец | 60000 | 01.06.2009 | Новороссийск | Самоходный | 33 | 100 | 800 | 1250 | Отличное |
12 | ЛС-41А | 3600 | 17.03.2010 | СПб | Самоходный | 21 | 10 | 120 | 55 | Хорошее |
13 | ЛС-41А | 1800 | 02.11.2010 | н/д | Самоходный | 19 | 10 | 120 | 55 | Хорошее |
14 | ЛС-41А | 1500 | 03.11.2010 | н/д | Самоходный | 24 | 10 | 120 | 55 | Хорошее |
15 | Turk Loydu 1A5 L | 169302 | 31.10.2010 | Саудовская Аравия | Самоходный | 24 | 250 | 1622 | 3682 | Отличное |
16 | JURAND | 12818 | 21.09.2010 | Польша | Несамоходный | 47 | 100 | 760 | 914 | Хорошее |
17 | Плавкран 100 т | 43095 | 01.11.2010 | Китай | Самоходный | 2 | 100 | 599 | 980 | Отличное |
18 | Плавкран 90 т | 36939 | 22.02.2010 | Китай | Самоходный | 4 | 90 | 593 | 914 | Хорошее |
19 | Плавкран | 166223 | 08.10.2010 | Китай | Самоходный | 2 | 500 | 2297 | 1997 | Отличное |
20 | Kobelco F&G 1500 | 73877 | 08.09.2010 | Китай | Самоходный | 16 | 150 | 800 | 751 | Хорошее |
21 | ПК-6 | 60000 | 17.09.2009 | Мурманск | Самоходный | 34 | 60 | 792 | 769 | Отличное |
22 | РК-35 | 22614 (с учетом транспортировки) | 01.11.2010 | Литва | Самоходный | 54 | 50 | 800 | 849 | Отличное |
В результате проведенного анализа предложений на продажу плавучих кранов были выбраны ценообразующие факторы, имеющие наибольшее влияние на рыночную стоимость плавкранов.
Таблица 2
СОСТАВ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ№ п/п | Наименование фактора первого уровня | Наименование фактора второго уровня |
1 | Возраст, лет | Возраст, лет |
2 | Состояние судна | Наличие регистровых документов |
3 | Технические характеристики: | Грузоподъемность, тонн |
4 | Водоизмещение понтона, тонн | |
5 | Площадь понтона, кв.м | |
6 | Самоходность | |
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
март 2012 года
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/291-floating-crane и имени автора.
1 Анатолий Новиков «Режимы работы и годовая производительность плавучих кранов», Севастополь, 2003 г.