Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru и имени автора.
Наша компетенция
Обзор рынка предложений разъездных, пассажирских и лоцманских судов
Рассматриваемые в статье суда относятся к судам вспомогательного флота. Они имеют простую конструкцию и унифицированные главные двигатели. В период 1950-90 годов в СССР были построены тысячи судов сопоставимых типов несколько различающихся формой корпуса, архитектурой настройки, дополнительным оборудованием и имеющих определенную специализацию и класс:
• буксирные;
• водолазные;
• лоцманские;
• спасательные;
• гидрографические.
В сети Интернет представлена информация, что немногочисленные суда проекта 1411 используются в качестве разъездных, пассажирских, лоцманских. Наибольшее распространение в РФ получили суда типа "Ярославец" проектов Р-376, Р-376У, РМ-376, РВМ-376, которые строились большой серией в течение нескольких десятилетий (1953 - 80 гг.) на разных предприятиях, в вариантах буксирного, разъездного, водолазного и других судов. Точное количество построенных судов данного типа не известно. В настоящее время официально зарегистрировано более 200 судов.
Чертеж модификации судна разъездного назначения проекта «Ярославец» представлен на рисунке 1. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики судов.
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | Герой "Маслеха" | "Потемкинец Гасаненко" | "Ярославец" |
1 | Длина | м | 19 | 19 | 21 |
2 | Ширина | м | 5,1 | 5,1 | 3,98 |
3 | Высота борта | м | 2,62 | 2,62 | 2,1 |
4 | Осадка | м | 1,63 | 1,09 | 1,15 |
5 | Материал корпуса | сталь | сталь | сталь | |
6 | GRT | р.т. | 60,5 | 62,4 | н/д |
7 | Водоизмещение полное | т | - | - | 46,9 |
8 | Число главных двигателей | шт. | 1 | 1 | 1 |
9 | Тип главных двигателей | - | 3Д6 | 3Д6 | 3Д6 |
10 | Общая мощность главных двигателей | кВт | 110 | 110 | 110 |
11 | Состав экипажа | чел | 4 | 4 | 4 |
12 | Пассажировместимость | чел | 30 | 10 | 13 |
![катер Ярославец](/images/stories/Image/market001.jpg)
Рис. 1. Внешний вид катера проекта «Ярославец»
Также в большом количестве выпускались катера проекта Т-63 и 1606 «Костромич», имеющие близкие параметры (длина 17.5 м, двигатель 3Д6, пассажировместимость – до 20 чел).
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации.
Проекты модернизации судов
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации и широко представлены на рынке в качестве (кроме прямого назначения):
• прогулочных пассажирских судов;
• судов для проведения банкетов;
• моторных яхт;
• рыболовецких катеров.
На рисунках 2 и 3 представлены предлагаемые проекты переоборудования судна проекта «Костромич» в судно для прогулочно-развлекательных мероприятий и судна «Ярославец» в моторную яхту.
![Катер проекта Костромич](/images/stories/Image/market002.jpg)
Рис. 2. Проект перестройки катера проекта «Костромич»
![Катер проекта Ярославец](/images/stories/Image/market003.jpg)
Рис. 3. Проект перестройки катера проекта «Ярославец»
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТА РЫНКА
Участники рынка
В качестве участников рынка выступают:
• предприятия и организации, работающие в сфере судоходства и портового хозяйства;
• судоремонтные и судостроительные предприятия, приобретающие суда для проведения модернизации с последующей продажей;
• компании, занимающиеся пассажирскими перевозками;
• организации, предоставляющие экскурсионно-туристические услуги;
• организации, работающие в сфере организации развлекательных мероприятий;
• частные лица и организации, приобретающие суда для корпоративных целей;
• организации, занимающиеся заготовкой и разделкой металлолома.
Общая характеристика спроса и предложения
В настоящее время на рынке представлено большое количество судов близких характеристик. Но в то же время, эти суда имеют существенные различия в зависимости от состояния и вида проведенной модернизации. Все предложения на продажу можно условно разделить на несколько сегментов.
1 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые могут быть введены в эксплуатацию только после проведения капитального ремонта или модернизации. Часто не имеют судовых документов. В отдельных случаях суда не укомплектованы основным механическим оборудованием. Как правило, эти суда относятся к низшей ценовой группе и во многих случаях продаются для разделки на металлолом. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 200 – 500 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 4. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 250 тыс. рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market004.jpg)
Рис. 4. Пример судна, выведенного из эксплуатации
2 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые находятся в процессе модернизации или ремонта. Обычно выполнены основные работы по корпусу и надстройке. Суда предполагается достраивать под требования покупателя после продажи. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 600 – 1300 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 5. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 34 000 USD (около 950 000 рублей).
![Судно](/images/stories/Image/market005.jpg)
Рис. 5. Пример судна, находящегося в процессе переоборудования.
3 группа. Суда в рабочем состоянии, которые не прошли модернизацию и предназначены для использования по прямому назначению. Состояние данных судов очень различно и зависит от года постройки, режимов и условий эксплуатации, проведенных ремонтов. Часто данные суда приобретают частные лица и организации с целью проведения перестройки и смены назначения. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 500 – 1200 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» с проведенным в 2004 году капитальным ремонтом, представлен на рисунке 6. Запрашиваемая цена за данное судно (по заявлению продавца, находящееся в идеальном состоянии) составляет 900 000 рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market006.jpg)
Рис. 6. Пример судна, в рабочем состоянии без изменения назначения
4 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае не очень значительна. Характер переоборудования предполагает восстановление основных эксплуатационных характеристик, реновацию корпуса, капитальный ремонт и замену оборудования, В существенной степени переделывается надстройка, включая перепланировку, новую отделку, устройство спальных кают, камбуза, душевой, сауны и т.п. При переоборудовании под рыболовецкий катер устанавливается соответствующее оборудование. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 800 – 3000 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 7. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 2200 тыс. рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market007.jpg)
Рис. 7. Пример перестроенного судна в хорошем состоянии
5 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае достаточно велика. Практически на базе основных конструкционных элементов корпуса судна создается новое судно значительно более высокого уровня. Устанавливается импортное механическое оборудование, системы связи и навигации. Цены на такие суда начинаются от 3-4 млн. рублей и могут достигать 10 млн. и более. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 8. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 6500 тыс. рублей.
![Судно Ярославец](/images/stories/Image/market008.jpg)
Рис. 8. Пример перестроенного судна «Ярославец» с использованием импортных компонентов и материалов
Предложения на продажу судов
Мы провели сбор и обработку информации, полученной из открытых источников. По выборке проведен предварительный качественный анализ и выполнена сегментация предложений по указанным выше группам.
Обнаруженные предложения 1-й и 3-й групп по состоянию на август 2011 года представлены в таблице 2.
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
сентябрь 2011 года
Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/290-market-ships и имени автора.
![Катер проекта Костромич](/images/stories/Image/market002.jpg)
Рис. 2. Проект перестройки катера проекта «Костромич»
![Катер проекта Ярославец](/images/stories/Image/market003.jpg)
Рис. 3. Проект перестройки катера проекта «Ярославец»
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТА РЫНКА
Участники рынка
В качестве участников рынка выступают:
• предприятия и организации, работающие в сфере судоходства и портового хозяйства;
• судоремонтные и судостроительные предприятия, приобретающие суда для проведения модернизации с последующей продажей;
• компании, занимающиеся пассажирскими перевозками;
• организации, предоставляющие экскурсионно-туристические услуги;
• организации, работающие в сфере организации развлекательных мероприятий;
• частные лица и организации, приобретающие суда для корпоративных целей;
• организации, занимающиеся заготовкой и разделкой металлолома.
Общая характеристика спроса и предложения
В настоящее время на рынке представлено большое количество судов близких характеристик. Но в то же время, эти суда имеют существенные различия в зависимости от состояния и вида проведенной модернизации. Все предложения на продажу можно условно разделить на несколько сегментов.
1 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые могут быть введены в эксплуатацию только после проведения капитального ремонта или модернизации. Часто не имеют судовых документов. В отдельных случаях суда не укомплектованы основным механическим оборудованием. Как правило, эти суда относятся к низшей ценовой группе и во многих случаях продаются для разделки на металлолом. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 200 – 500 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 4. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 250 тыс. рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market004.jpg)
Рис. 4. Пример судна, выведенного из эксплуатации
2 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые находятся в процессе модернизации или ремонта. Обычно выполнены основные работы по корпусу и надстройке. Суда предполагается достраивать под требования покупателя после продажи. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 600 – 1300 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 5. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 34 000 USD (около 950 000 рублей).
![Судно](/images/stories/Image/market005.jpg)
Рис. 5. Пример судна, находящегося в процессе переоборудования.
3 группа. Суда в рабочем состоянии, которые не прошли модернизацию и предназначены для использования по прямому назначению. Состояние данных судов очень различно и зависит от года постройки, режимов и условий эксплуатации, проведенных ремонтов. Часто данные суда приобретают частные лица и организации с целью проведения перестройки и смены назначения. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 500 – 1200 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» с проведенным в 2004 году капитальным ремонтом, представлен на рисунке 6. Запрашиваемая цена за данное судно (по заявлению продавца, находящееся в идеальном состоянии) составляет 900 000 рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market006.jpg)
Рис. 6. Пример судна, в рабочем состоянии без изменения назначения
4 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае не очень значительна. Характер переоборудования предполагает восстановление основных эксплуатационных характеристик, реновацию корпуса, капитальный ремонт и замену оборудования, В существенной степени переделывается надстройка, включая перепланировку, новую отделку, устройство спальных кают, камбуза, душевой, сауны и т.п. При переоборудовании под рыболовецкий катер устанавливается соответствующее оборудование. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 800 – 3000 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 7. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 2200 тыс. рублей.
![Судно](/images/stories/Image/market007.jpg)
Рис. 7. Пример перестроенного судна в хорошем состоянии
5 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае достаточно велика. Практически на базе основных конструкционных элементов корпуса судна создается новое судно значительно более высокого уровня. Устанавливается импортное механическое оборудование, системы связи и навигации. Цены на такие суда начинаются от 3-4 млн. рублей и могут достигать 10 млн. и более. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 8. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 6500 тыс. рублей.
![Судно Ярославец](/images/stories/Image/market008.jpg)
Рис. 8. Пример перестроенного судна «Ярославец» с использованием импортных компонентов и материалов
Предложения на продажу судов
Мы провели сбор и обработку информации, полученной из открытых источников. По выборке проведен предварительный качественный анализ и выполнена сегментация предложений по указанным выше группам.
Обнаруженные предложения 1-й и 3-й групп по состоянию на август 2011 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ КАТЕРОВ
№ | Проект | Длина | Год постройки | Цена, USD | Цена, руб. | Дислокация | Дата |
1 | Костромич | 19 | 1983 | - | 240000 | Рязань | 2011 |
2 | Костромич | 17 | 1979 | - | 250000 | Москва | 2011 |
3 | Ярославец | н/д | н/д | - | 300000 | Кронштадт | июл.2010 |
4 | Костромич | 17 | 1956 | - | 350000 | Березники | 2011 |
5 | СРБЭ-5 | 18,45 | 1970 | - | 400000 | Саратов | 2011 |
6 | Ярославец | 21 | 1979 | - | 450000 | Астрахань | 2011 |
7 | Ярославец | 20 | 1995 | - | 450000 | Санкт-Петербург | 2011 |
8 | Ярославец | 21 | 1987 | - | 500000 | Санкт-Петербург | 2011 |
9 | Ярославец | 21 | 1991 | - | 500000 | Лодейное поле | 2011 |
10 | Костромич | 17 | 1977 | - | 600000 | Волгоградская обл. | 2011 |
11 | 447 | 22 | 1942 | - | 700000 | Долгопрудный | 2011 |
12 | н/д | 15,5 | 1968 | 27000 | 783000 | Новая Ладога | 2011 |
13 | Ярославец | 21 | 1981 | - | 800000 | Чувашия | 2011 |
14 | 572/23 | 25 | н/д | - | 800000 | Нефтекамск | 2011 |
15 | Ярославец | 21 | н/д | - | 900000 | Барнаул | - |
16 | Ярославец | 19 | 1960 | - | 900000 | Тобольск | 2011 |
17 | Ярославец | 21 | 1990 | - | 950000 | Енисей | 2011 |
18 | Костромич | 18 | 1973 | - | 980000 | Москва | 2011 |
19 | Костромич | 18 | 1976 | 34000 | 986000 | Новосибирск | 2011 |
20 | Ярославец | 21 | н/д | - | 990000 | Москва | мар.2010 |
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
сентябрь 2011 года
Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/290-market-ships и имени автора.