Главная > Back-Office > Обзор рынка предложений разъездных, пассажирских и лоцманских судов

Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru и имени автора.

Обзор рынка предложений разъездных, пассажирских и лоцманских судов

Рассматриваемые в статье суда относятся к судам вспомогательного флота. Они имеют простую конструкцию и унифицированные главные двигатели. В период 1950-90 годов в СССР были построены тысячи судов сопоставимых типов несколько различающихся формой корпуса, архитектурой настройки, дополнительным оборудованием и имеющих определенную специализацию и класс:
 
• разъездные;
• буксирные;
• водолазные;
• лоцманские;
• спасательные;
• гидрографические.

В сети Интернет представлена информация, что немногочисленные суда проекта 1411 используются в качестве разъездных, пассажирских, лоцманских. Наибольшее распространение в РФ получили суда типа "Ярославец" проектов Р-376, Р-376У, РМ-376, РВМ-376, которые строились большой серией в течение нескольких десятилетий (1953 - 80 гг.) на разных предприятиях, в вариантах буксирного, разъездного, водолазного и других судов. Точное количество построенных судов данного типа не известно. В настоящее время официально зарегистрировано более 200 судов.
Чертеж модификации судна разъездного назначения проекта «Ярославец» представлен на рисунке 1. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики судов.

Таблица 1

 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ

№ п/пПоказательЕд. изм.Герой "Маслеха""Потемкинец Гасаненко""Ярославец"
1Длинам191921
2Ширинам5,15,13,98
3Высота бортам2,622,622,1
4Осадкам1,631,091,15
5Материал корпусастальстальсталь
6GRTр.т.60,562,4н/д
7Водоизмещение полноет--46,9
8Число главных двигателейшт.111
9Тип главных двигателей-3Д63Д63Д6
10Общая мощность главных двигателейкВт110110110
11Состав экипажачел444
12Пассажировместимостьчел301013


катер Ярославец

 Рис. 1. Внешний вид катера проекта «Ярославец»
 
Также в большом количестве выпускались катера проекта Т-63 и 1606 «Костромич», имеющие близкие параметры (длина 17.5 м, двигатель 3Д6, пассажировместимость – до 20 чел).
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации.
 
Проекты модернизации судов
 
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации и широко представлены на рынке в качестве (кроме прямого назначения):
 
• прогулочных пассажирских судов;
• судов для проведения банкетов;
• моторных яхт;
• рыболовецких катеров.
 
На рисунках 2 и 3 представлены предлагаемые проекты переоборудования судна проекта «Костромич» в судно для прогулочно-развлекательных мероприятий и судна «Ярославец» в моторную яхту.
 
Катер проекта Костромич
  
Рис. 2. Проект перестройки катера проекта «Костромич»

Катер проекта Ярославец
 
Рис. 3. Проект перестройки катера проекта «Ярославец»

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТА РЫНКА

Участники рынка

В качестве участников рынка выступают:
• предприятия и организации, работающие в сфере судоходства и портового хозяйства;
• судоремонтные и судостроительные предприятия, приобретающие суда для проведения модернизации с последующей продажей;
• компании, занимающиеся пассажирскими перевозками;
• организации, предоставляющие экскурсионно-туристические услуги;
• организации, работающие в сфере организации развлекательных мероприятий;
• частные лица и организации, приобретающие суда для корпоративных целей;
• организации, занимающиеся заготовкой и разделкой металлолома.

Общая характеристика спроса и предложения

В настоящее время на рынке представлено большое количество судов близких характеристик. Но в то же время, эти суда имеют существенные различия в зависимости от состояния и вида проведенной модернизации. Все предложения на продажу можно условно разделить на несколько сегментов.

1 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые могут быть введены в эксплуатацию только после проведения капитального ремонта или модернизации. Часто не имеют судовых документов. В отдельных случаях суда не укомплектованы основным механическим оборудованием. Как правило, эти суда относятся к низшей ценовой группе и во многих случаях продаются для разделки на металлолом. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 200 – 500 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 4. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 250 тыс. рублей.

 Судно

Рис. 4. Пример судна, выведенного из эксплуатации

 2 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые находятся в процессе модернизации или ремонта. Обычно выполнены основные работы по корпусу и надстройке. Суда предполагается достраивать под требования покупателя после продажи. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 600 – 1300 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 5. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 34 000 USD (около 950 000 рублей).

 Судно

Рис. 5. Пример судна, находящегося в процессе переоборудования.

3 группа. Суда в рабочем состоянии, которые не прошли модернизацию и предназначены для использования по прямому назначению. Состояние данных судов очень различно и зависит от года постройки, режимов и условий эксплуатации, проведенных ремонтов. Часто данные суда приобретают частные лица и организации с целью проведения перестройки и смены назначения. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 500 – 1200 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» с проведенным в 2004 году капитальным ремонтом, представлен на рисунке 6. Запрашиваемая цена за данное судно (по заявлению продавца, находящееся в идеальном состоянии) составляет 900 000 рублей.

Судно

Рис. 6. Пример судна, в рабочем состоянии без изменения назначения

4 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае не очень значительна. Характер переоборудования предполагает восстановление основных эксплуатационных характеристик, реновацию корпуса, капитальный ремонт и замену оборудования, В существенной степени переделывается надстройка, включая перепланировку, новую отделку, устройство спальных кают, камбуза, душевой, сауны и т.п. При переоборудовании под рыболовецкий катер устанавливается соответствующее оборудование. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 800 – 3000 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 7. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 2200 тыс. рублей.

Судно

Рис. 7. Пример перестроенного судна в хорошем состоянии

5 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае достаточно велика. Практически на базе основных конструкционных элементов корпуса судна создается новое судно значительно более высокого уровня. Устанавливается импортное механическое оборудование, системы связи и навигации. Цены на такие суда начинаются от 3-4 млн. рублей и могут достигать 10 млн. и более. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 8. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 6500 тыс. рублей.

Судно Ярославец
 
Рис. 8. Пример перестроенного судна «Ярославец» с использованием импортных компонентов и материалов
 
Предложения на продажу судов

Мы провели сбор и обработку информации, полученной из открытых источников. По выборке проведен предварительный качественный анализ и выполнена сегментация предложений по указанным выше группам.
Обнаруженные предложения 1-й и 3-й групп по состоянию на август 2011 года представлены в таблице 2.
 
Таблица 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ КАТЕРОВ 

ПроектДлинаГод постройкиЦена, USDЦена, руб.ДислокацияДата
1Костромич191983-240000Рязань2011
2Костромич171979-250000Москва2011
3Ярославецн/дн/д-300000Кронштадтиюл.2010
4Костромич171956-350000Березники2011
5СРБЭ-518,451970-400000Саратов2011
6Ярославец211979-450000Астрахань2011
7Ярославец201995-450000Санкт-Петербург2011
8Ярославец211987-500000Санкт-Петербург2011
9Ярославец211991-500000Лодейное поле2011
10Костромич171977-600000Волгоградская обл.2011
11447221942-700000Долгопрудный2011
12н/д15,5196827000783000Новая Ладога2011
13Ярославец211981-800000Чувашия2011
14572/2325н/д-800000Нефтекамск2011
15Ярославец21н/д-900000Барнаул-
16Ярославец191960-900000Тобольск2011
17Ярославец211990-950000Енисей2011
18Костромич181973-980000Москва2011
19Костромич18197634000986000Новосибирск2011
20Ярославец21н/д-990000Москвамар.2010


Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
сентябрь 2011 года 


Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/290-market-ships и имени автора.