Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru и имени автора.
Наша компетенция
Обзор рынка предложений разъездных, пассажирских и лоцманских судов
Рассматриваемые в статье суда относятся к судам вспомогательного флота. Они имеют простую конструкцию и унифицированные главные двигатели. В период 1950-90 годов в СССР были построены тысячи судов сопоставимых типов несколько различающихся формой корпуса, архитектурой настройки, дополнительным оборудованием и имеющих определенную специализацию и класс:
• буксирные;
• водолазные;
• лоцманские;
• спасательные;
• гидрографические.
В сети Интернет представлена информация, что немногочисленные суда проекта 1411 используются в качестве разъездных, пассажирских, лоцманских. Наибольшее распространение в РФ получили суда типа "Ярославец" проектов Р-376, Р-376У, РМ-376, РВМ-376, которые строились большой серией в течение нескольких десятилетий (1953 - 80 гг.) на разных предприятиях, в вариантах буксирного, разъездного, водолазного и других судов. Точное количество построенных судов данного типа не известно. В настоящее время официально зарегистрировано более 200 судов.
Чертеж модификации судна разъездного назначения проекта «Ярославец» представлен на рисунке 1. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики судов.
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | Герой "Маслеха" | "Потемкинец Гасаненко" | "Ярославец" |
1 | Длина | м | 19 | 19 | 21 |
2 | Ширина | м | 5,1 | 5,1 | 3,98 |
3 | Высота борта | м | 2,62 | 2,62 | 2,1 |
4 | Осадка | м | 1,63 | 1,09 | 1,15 |
5 | Материал корпуса | сталь | сталь | сталь | |
6 | GRT | р.т. | 60,5 | 62,4 | н/д |
7 | Водоизмещение полное | т | - | - | 46,9 |
8 | Число главных двигателей | шт. | 1 | 1 | 1 |
9 | Тип главных двигателей | - | 3Д6 | 3Д6 | 3Д6 |
10 | Общая мощность главных двигателей | кВт | 110 | 110 | 110 |
11 | Состав экипажа | чел | 4 | 4 | 4 |
12 | Пассажировместимость | чел | 30 | 10 | 13 |
Рис. 1. Внешний вид катера проекта «Ярославец»
Также в большом количестве выпускались катера проекта Т-63 и 1606 «Костромич», имеющие близкие параметры (длина 17.5 м, двигатель 3Д6, пассажировместимость – до 20 чел).
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации.
Проекты модернизации судов
В настоящее время суда данного типа используются для различных проектов по переделке и модернизации и широко представлены на рынке в качестве (кроме прямого назначения):
• прогулочных пассажирских судов;
• судов для проведения банкетов;
• моторных яхт;
• рыболовецких катеров.
На рисунках 2 и 3 представлены предлагаемые проекты переоборудования судна проекта «Костромич» в судно для прогулочно-развлекательных мероприятий и судна «Ярославец» в моторную яхту.
Рис. 2. Проект перестройки катера проекта «Костромич»
Рис. 3. Проект перестройки катера проекта «Ярославец»
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТА РЫНКА
Участники рынка
В качестве участников рынка выступают:
• предприятия и организации, работающие в сфере судоходства и портового хозяйства;
• судоремонтные и судостроительные предприятия, приобретающие суда для проведения модернизации с последующей продажей;
• компании, занимающиеся пассажирскими перевозками;
• организации, предоставляющие экскурсионно-туристические услуги;
• организации, работающие в сфере организации развлекательных мероприятий;
• частные лица и организации, приобретающие суда для корпоративных целей;
• организации, занимающиеся заготовкой и разделкой металлолома.
Общая характеристика спроса и предложения
В настоящее время на рынке представлено большое количество судов близких характеристик. Но в то же время, эти суда имеют существенные различия в зависимости от состояния и вида проведенной модернизации. Все предложения на продажу можно условно разделить на несколько сегментов.
1 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые могут быть введены в эксплуатацию только после проведения капитального ремонта или модернизации. Часто не имеют судовых документов. В отдельных случаях суда не укомплектованы основным механическим оборудованием. Как правило, эти суда относятся к низшей ценовой группе и во многих случаях продаются для разделки на металлолом. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 200 – 500 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 4. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 250 тыс. рублей.
Рис. 4. Пример судна, выведенного из эксплуатации
2 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые находятся в процессе модернизации или ремонта. Обычно выполнены основные работы по корпусу и надстройке. Суда предполагается достраивать под требования покупателя после продажи. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 600 – 1300 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 5. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 34 000 USD (около 950 000 рублей).
Рис. 5. Пример судна, находящегося в процессе переоборудования.
3 группа. Суда в рабочем состоянии, которые не прошли модернизацию и предназначены для использования по прямому назначению. Состояние данных судов очень различно и зависит от года постройки, режимов и условий эксплуатации, проведенных ремонтов. Часто данные суда приобретают частные лица и организации с целью проведения перестройки и смены назначения. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 500 – 1200 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» с проведенным в 2004 году капитальным ремонтом, представлен на рисунке 6. Запрашиваемая цена за данное судно (по заявлению продавца, находящееся в идеальном состоянии) составляет 900 000 рублей.
Рис. 6. Пример судна, в рабочем состоянии без изменения назначения
4 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае не очень значительна. Характер переоборудования предполагает восстановление основных эксплуатационных характеристик, реновацию корпуса, капитальный ремонт и замену оборудования, В существенной степени переделывается надстройка, включая перепланировку, новую отделку, устройство спальных кают, камбуза, душевой, сауны и т.п. При переоборудовании под рыболовецкий катер устанавливается соответствующее оборудование. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 800 – 3000 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 7. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 2200 тыс. рублей.
Рис. 7. Пример перестроенного судна в хорошем состоянии
5 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае достаточно велика. Практически на базе основных конструкционных элементов корпуса судна создается новое судно значительно более высокого уровня. Устанавливается импортное механическое оборудование, системы связи и навигации. Цены на такие суда начинаются от 3-4 млн. рублей и могут достигать 10 млн. и более. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 8. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 6500 тыс. рублей.
Рис. 8. Пример перестроенного судна «Ярославец» с использованием импортных компонентов и материалов
Предложения на продажу судов
Мы провели сбор и обработку информации, полученной из открытых источников. По выборке проведен предварительный качественный анализ и выполнена сегментация предложений по указанным выше группам.
Обнаруженные предложения 1-й и 3-й групп по состоянию на август 2011 года представлены в таблице 2.
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
сентябрь 2011 года
Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/290-market-ships и имени автора.
Рис. 2. Проект перестройки катера проекта «Костромич»
Рис. 3. Проект перестройки катера проекта «Ярославец»
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТА РЫНКА
Участники рынка
В качестве участников рынка выступают:
• предприятия и организации, работающие в сфере судоходства и портового хозяйства;
• судоремонтные и судостроительные предприятия, приобретающие суда для проведения модернизации с последующей продажей;
• компании, занимающиеся пассажирскими перевозками;
• организации, предоставляющие экскурсионно-туристические услуги;
• организации, работающие в сфере организации развлекательных мероприятий;
• частные лица и организации, приобретающие суда для корпоративных целей;
• организации, занимающиеся заготовкой и разделкой металлолома.
Общая характеристика спроса и предложения
В настоящее время на рынке представлено большое количество судов близких характеристик. Но в то же время, эти суда имеют существенные различия в зависимости от состояния и вида проведенной модернизации. Все предложения на продажу можно условно разделить на несколько сегментов.
1 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые могут быть введены в эксплуатацию только после проведения капитального ремонта или модернизации. Часто не имеют судовых документов. В отдельных случаях суда не укомплектованы основным механическим оборудованием. Как правило, эти суда относятся к низшей ценовой группе и во многих случаях продаются для разделки на металлолом. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 200 – 500 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 4. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 250 тыс. рублей.
Рис. 4. Пример судна, выведенного из эксплуатации
2 группа. Суда в нерабочем состоянии, которые находятся в процессе модернизации или ремонта. Обычно выполнены основные работы по корпусу и надстройке. Суда предполагается достраивать под требования покупателя после продажи. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 600 – 1300 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Костромич» представлен на рисунке 5. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 34 000 USD (около 950 000 рублей).
Рис. 5. Пример судна, находящегося в процессе переоборудования.
3 группа. Суда в рабочем состоянии, которые не прошли модернизацию и предназначены для использования по прямому назначению. Состояние данных судов очень различно и зависит от года постройки, режимов и условий эксплуатации, проведенных ремонтов. Часто данные суда приобретают частные лица и организации с целью проведения перестройки и смены назначения. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 500 – 1200 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» с проведенным в 2004 году капитальным ремонтом, представлен на рисунке 6. Запрашиваемая цена за данное судно (по заявлению продавца, находящееся в идеальном состоянии) составляет 900 000 рублей.
Рис. 6. Пример судна, в рабочем состоянии без изменения назначения
4 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае не очень значительна. Характер переоборудования предполагает восстановление основных эксплуатационных характеристик, реновацию корпуса, капитальный ремонт и замену оборудования, В существенной степени переделывается надстройка, включая перепланировку, новую отделку, устройство спальных кают, камбуза, душевой, сауны и т.п. При переоборудовании под рыболовецкий катер устанавливается соответствующее оборудование. Цена предложения судов в таком состоянии, как правило, находится в диапазоне 800 – 3000 тыс. рублей. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 7. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 2200 тыс. рублей.
Рис. 7. Пример перестроенного судна в хорошем состоянии
5 группа. Суда в рабочем состоянии, которые были переоборудованы и сменили назначение. Величина затрат на переоборудование в данном случае достаточно велика. Практически на базе основных конструкционных элементов корпуса судна создается новое судно значительно более высокого уровня. Устанавливается импортное механическое оборудование, системы связи и навигации. Цены на такие суда начинаются от 3-4 млн. рублей и могут достигать 10 млн. и более. Типичный представитель этой группы катер «Ярославец» представлен на рисунке 8. Запрашиваемая цена за данное судно составляет 6500 тыс. рублей.
Рис. 8. Пример перестроенного судна «Ярославец» с использованием импортных компонентов и материалов
Предложения на продажу судов
Мы провели сбор и обработку информации, полученной из открытых источников. По выборке проведен предварительный качественный анализ и выполнена сегментация предложений по указанным выше группам.
Обнаруженные предложения 1-й и 3-й групп по состоянию на август 2011 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ КАТЕРОВ
№ | Проект | Длина | Год постройки | Цена, USD | Цена, руб. | Дислокация | Дата |
1 | Костромич | 19 | 1983 | - | 240000 | Рязань | 2011 |
2 | Костромич | 17 | 1979 | - | 250000 | Москва | 2011 |
3 | Ярославец | н/д | н/д | - | 300000 | Кронштадт | июл.2010 |
4 | Костромич | 17 | 1956 | - | 350000 | Березники | 2011 |
5 | СРБЭ-5 | 18,45 | 1970 | - | 400000 | Саратов | 2011 |
6 | Ярославец | 21 | 1979 | - | 450000 | Астрахань | 2011 |
7 | Ярославец | 20 | 1995 | - | 450000 | Санкт-Петербург | 2011 |
8 | Ярославец | 21 | 1987 | - | 500000 | Санкт-Петербург | 2011 |
9 | Ярославец | 21 | 1991 | - | 500000 | Лодейное поле | 2011 |
10 | Костромич | 17 | 1977 | - | 600000 | Волгоградская обл. | 2011 |
11 | 447 | 22 | 1942 | - | 700000 | Долгопрудный | 2011 |
12 | н/д | 15,5 | 1968 | 27000 | 783000 | Новая Ладога | 2011 |
13 | Ярославец | 21 | 1981 | - | 800000 | Чувашия | 2011 |
14 | 572/23 | 25 | н/д | - | 800000 | Нефтекамск | 2011 |
15 | Ярославец | 21 | н/д | - | 900000 | Барнаул | - |
16 | Ярославец | 19 | 1960 | - | 900000 | Тобольск | 2011 |
17 | Ярославец | 21 | 1990 | - | 950000 | Енисей | 2011 |
18 | Костромич | 18 | 1973 | - | 980000 | Москва | 2011 |
19 | Костромич | 18 | 1976 | 34000 | 986000 | Новосибирск | 2011 |
20 | Ярославец | 21 | н/д | - | 990000 | Москва | мар.2010 |
Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
сентябрь 2011 года
Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/290-market-ships и имени автора.