Представляем вашему вниманию тезисы к докладу директора консалтинговой компании "Центр Экономики Проектов" Береснева Сергея Савельевича на IV Международной научно-практической конференции "Оценка судов и плавсредств. Роль оценки в судоходном бизнесе", проходившей в Санкт-Петербурге с 15 по 17 сентября 2010 г.
Наша компетенция
Определение всех видов износов при оценке прав пользования гидротехнических сооружений
В последние десятилетия в сфере инфраструктуры морского транспорта проводились организационные преобразования, связанные с разделением и приватизацией портового имущества, инвестиционной деятельностью частных компаний и государства, сменой балансодержателей государственного имущества. При этом причалы в морских портах, являясь необходимой частью технологического комплекса, обеспечивающего процесс перевалки грузов, не подлежали приватизации и остались в собственности государства. Кроме того, в сферу обслуживания грузопотоков были вовлечены причальные мощности судоремонтных, судостроительных и других предприятий и организаций.
Таким образом, возникла проблема справедливого объективного урегулирования экономических отношений между собственником и пользователем на общих принципах. С правовой точки зрения применительно к государственному имуществу общие принципы оценки были сформулированы в законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При всей очевидной, на первый взгляд, ясности и однозначности положений закона, при попытках его практического применения для оценки прав на ГТС возникли сложности, связанные с, одной стороны, с определением объекта оценки при сдаче ГТС в аренду, а с другой, с отсутствием методической и статистической базы по выполнению работ по оценке в сфере специализированного производственного имущества, которое во многих случаях является частью технологического комплекса, находящегося в собственности других лиц.
С принятием закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопрос объекта оценки был решен. Последний был определен как «рыночная стоимость имущественных прав пользования по договору аренды». В то же время, проблему отсутствия методической и статистической базы оценщикам пришлось решать в ходе практической работы по оценке.
Эта работа потребовала от оценщиков преодолеть ряда стереотипов, сложившиеся при оценке объектов городской недвижимости, и разработать методические подходы к оценке, адекватные поставленной задаче. Это относится, в том числе, и к определению износов.
В докладе излагаются особенности определения всех видов износа в процессе оценки права пользования гидротехническими сооружениями. При этом, во-первых, необходимо выделить два объекта, применительно к которым определяется износ: право собственности и право пользования по договору аренды, и, во-вторых, необходимо учитывать особенности объекта оценки и объекта аренды при определении всех видов износа.
Физический износ. При определении стоимости права пользования ГТС по договору аренды необходимо определение двух видов физического износа: износа, связанного со сроком службы и износа, связанного с ухудшением текущих технико-эксплуатационных характеристик объекта аренды.
Функциональный износ. В докладе приводятся факторы, определяющие возникновение функционального износа ГТС, и раскрываются возможные подходы к определению величины износа на основании существующей практики.
Внешний износ. Является наименее методически проработанным и, поэтому, интересным для исследования фактором стоимости права пользования по договору аренды. В докладе будет представлен подход к определению внешнего износа ГТС и приведены особенности его определения для различных ситуаций, встречающихся в практике оценки.
С.С. Береснев, канд. экон. наук,
член экспертного совета РОО,
член правления Санкт-Петербургского РО РОО,
сертифицированный специалист по управлению проектами PMS IPMA,
директор ООО «Центр Экономики Проектов»