Главная > Back-Office > Однажды при оценке бизнеса
Однажды при оценке бизнеса

Однажды при оценке бизнеса небольшой аудиторской компании мы задали себе вопрос: а имеет ли такая компания рыночную стоимость?

Особенность аудиторских компаний состоит в том, что они, как правило, не носят публичный характер. Это относится даже к крупнейшим компаниям. Общая тенденция развития консультационной или аудиторской фирмы не предполагает переход от закрытой формы собственности к открытой. Значительное число компаний фактически (или юридически) представляют собой партнерства. Совладельцами компании являются ведущие специалисты. И эта форма собственности является оптимальной для данного бизнеса. Покупка долей аудиторских компаний не является распространенным способом инвестирования капитала.

Важнейшей причиной этого является, с одной стороны, необходимость удержания основного вида активов компании – ключевых специалистов, а, с другой стороны, то обстоятельство, что этот основной актив юридически компании не принадлежит и не может быть передан покупателю в сделке.

Отсюда у оценщика и возник вопрос, а можем ли мы вообще говорить о существовании рыночной стоимости в таких условиях.

Ответ на этот вопрос мы решили искать в определении рыночной стоимости. И вот, что мы нашли.

Рынок может пониматься в практическом, юридическом и оценочном смыслах.

Рынок в практическом (маркетинговом) смысле не развит, не совершенен. Сделок немного, а информация о них практически отсутствует. Тем не менее, сделки по купле-продаже акций и долей в аудиторских компаниях происходят. В прессе появляются объявления о намерении приобрести аудиторскую компанию. В Петербурге такие предложения чаще всего делают московские компании, которые таким образом развивают свою филиальную сеть.
Распространенным является передача акций и долей ключевым специалистам в качестве бонусов. Это объясняется тем, что изначально такие компании создаются людьми, для которых консалтинг является сферой профессиональных интересов. Процесс создания компании и приобретения клиентской базы длителен. Отношения с клиентами в большинстве случаев персонифицированы. Поэтому объективным препятствием для покупки и продажи являются:
• для продажи физическими лицами – возможное ухудшение условий профессиональной деятельности на достаточно длительный период;
• для покупки - отсутствие гарантий сохранения клиентской базы и ключевого персонала.

Рынок в юридическом смысле существует, так как в настоящее время созданы юридические институты и законодательство о сделках, а также присутствуют участники с соответствующими правами.

Наличие рынка в оценочном смысле позволяет нам говорить о существовании рыночной стоимости.
Определение рыночной стоимости предъявляет к рынку следующие требования:
• «готовность продать и готовность купить» – существует (в смысле наличия возможности, а не фактического наличия);
• «в коммерческой сделке» – возможность сделок такого характера для лиц-участников рынка существует;
• «после должного маркетинга» – не несет требований к рынку;
• «расчетливо, компетентно и без принуждения» – собственно к рынку относится только условие «без принуждения». Для рынка аудиторско-консалтинговых компаний оно в общем случае выполняется.
Можно ли, кроме того, считать в данных условиях рынок «открытым» для того, чтобы мы могли говорить о существовании рыночной стоимости. В соответствии с МСО-1 (п.6.3.), открытость рынка не определяется числом участников. Он «…может состоять из большого количества покупателей и продавцов, а может характеризоваться и сильно ограниченным количеством участников. Рынок, на котором имущество выставляется на продажу, не следует по умолчанию считать узким или ограниченным».
Таким образом, ограниченность числа сделок и специфический состав участников не позволяют нам говорить об отсутствии открытого рынка, так как любой желающий продать либо купить может это сделать на условиях, которые договаривающиеся стороны сочтут приемлемыми.
Другой вопрос, что продолжение существующего использования предприятия предъявляет определенные требования к покупателям.
Таким образом, все условия теоретически выполнимы. Поэтому можно говорить о существовании открытого рынка в оценочном смысле и, соответственно, всех предпосылок существования рыночной стоимости аудиторско-консалтинговых компаний.
То, что покупатель должен отвечать определенным условиям, а также возможные ограничения на виды деятельности – не противоречат определению рыночной стоимости.

ВЫВОД: условия для существования рыночной стоимости есть.