Главная > Back-Office > Корректировка исходных данных при оценке консультационной компании
Корректировка исходных данных при оценке консультационной компании

Для вынесения оценочного суждения о качестве динамики развития предприятия принято проводить корректировку информации на инфляцию, а также нормализацию отчетности.

1. Корректировка ретроспективной информации на инфляцию

Такая корректировка осуществляется для корректного сопоставления производства и расходования ресурсов в материально-вещественном смысле, то есть для того, чтобы сопоставить их в одной единице измерения. При этом предполагается совместное и измеримое движение цен в крупных сегментах рынка.

Использование корректировки на инфляцию статей баланса консультационной компании можно реализовать общепринятыми методами. Вопрос в том, необходимо ли это делать? Приведут ли значительные необходимые затраты времени на это к получению существенной информации о компании?

По мнению автора, специфика организации консультационного бизнеса состоит во второстепенной роли активов, обычно отражаемых в балансе по правилам бухгалтерского учета. Основные характеристики деятельности компании – это валовые показатели выручки. Соотношение выручка/валюта баланса у консультационной компании обычно составляет от 2 до 10 в годовом исчислении.

При этом, значительную часть валюты баланса составляют авансы полученные (пассив), денежные средства и дебиторская задолженность (актив). То есть, данные статьи баланса характеризуют текущую деятельность компании и могут изменяться очень быстро (например, после проведения расчетов по оплате труда специалистов валюта баланса может упасть для рассматриваемой компании вдвое).

Проведение корректировки на инфляцию статей отчета о прибылях и убытках консультационной компании представляется важным, так как должно позволить сделать заключение о наличии либо отсутствии развития. Под развитием в данном виде бизнеса обычно понимают рост выручки от предоставляемых услуг.

Обычно для такой корректировки используются пересчет в СКВ, либо применяются коэффициенты, отражающие рост цен в том или ином сегменте рынка. При этом предполагается, например, что отсутствие роста выручки в сопоставимых ценах говорит о стагнации компании. Для отраслей материального производства это в общем случае верно, так как предполагается сохранение производства (продаж) в том же физическом объеме.

Рынок консультационно-аудиторских услуг характеризуется большим разнообразием продуктов. Проблема состоит в отсутствии физического измерителя этих продуктов. Для ее решения при ценообразовании обычно используется элементарная единица измерения – 1 рабочий час. Проблема этой единицы в том, что:

• она несопоставима для различных видов работ, занятых специалистов, способов измерения;
• декларируемая информация о стоимости 1 часа абсолютно некорректно отражает фактическую стоимость часа, рассчитанную от объема работ;
• значительное число организаций не ведет фактического учета времени, а цены договоров определяются (либо обосновываются) от планового объема;
• стоимость часа зависит от размера и авторитета компании;
• ценовая политика является активным средством недобросовестной конкуренции в отдельные периоды.

Поэтому, во-первых, затруднено корректное определение уровня инфляции в данном сегменте (например, широкое распространение черного аудита и оценки формально может выглядеть как дефляция), во-вторых, структурные и институциональные изменения рынка (например, введение лицензирования) значительно влияют на цены.

Динамика стоимости 1 часа одной услуги в рассматриваемой компании также не может быть индикатором инфляции, так как изменение цен может являться следствием усиления позиций компании на рынке (увеличение гудвилла);
В этих условиях, по мнению автора, бессмысленно проводить корректировку отчетности консультационной компании на инфляцию, так как никакой новой достоверной информации для анализа это не даст.

Для вынесения суждения о наличии развития компании, по мнению автора, достаточно сопоставить индексы изменения выручки компании и объема выручки, например, ста крупнейших компаний страны, либо, что корректнее, суммарной выручки средних по размеру компаний, вошедших в рейтинги.

Анализ диаграммы позволяет отметить практически полное совпадение темпов роста компании и рынка в 1999 году, а также опережающее развитие в 2000 году.

2. Нормализация баланса и отчета о прибылях и убытках для целей анализа финансово-хозяйственной деятельности

Нормализация баланса консультационной компании для целей анализа финансового состояния в значительном числе случаев не имеет смысла в связи тем, что значение баланса для вынесения заключений о финансово-хозяйственной деятельности компании невелико. Часто достаточно констатировать наличие или отсутствие «плохих» пассивов, долю денежных средств в активах, изменение величины основных средств.

Продолжение следует...

Береснев Сергей Савельевич,
директор ООО "ЦЭП"