Наша компетенция
Система сбалансированных показателей
Главной целью введения ССП является улучшение системы управления предприятием.
ССП характеризуется набором взаимосвязанных ключевых показателей, которые отражают существенные стороны (аспекты) бизнеса:
- финансовое состояние;
- внутренние бизнес-процессы;
- взаимоотношения с клиентами;
- образование персонала и развитие компании.
ССП опирается на декомпозицию стратегии на более мелкие компоненты– цели, проекты, задачи. Каждому компоненту соответствует показатель, достижение целевого значения которого соответствует исполнению цели,проекта, задачи.
Ответственными за исполнение цели могут быть назначены – глава компании, глава подразделения компании, руководитель проекта, бригадир,отдельный сотрудник. Исполнение достигается с помощью соблюдения сотрудниками должностных обязанностей и проведения дополнительных мероприятий, ведущих к росту эффективности деятельности компании,команды проекта, бригады или отдельного сотрудника.
Мотивация сотрудников к исполнению задач, достижению целевых значений показателей, проведению мероприятий, ведущих к росту эффективности, осуществляется в ССП с помощью обратной связи, существующей между менеджментом компании и сотрудниками, которая выступает в форме вознаграждений, следующих за достигнутые положительные результаты. Обратная связь позволяет вовлечь сотрудников компании в процесс улучшения деятельности компании.
Использование ССП осуществляется на основе стратегических карт (СК). СК в зависимости от того, какую информацию они несут, бывают двух типов:
- содержащие информацию о стратегии, компонентах стратегии, целевых значениях ключевых показателей, мероприятиях;
- свидетельствующие об исполнении стратегии, достижении целевых значений показателей, о проведенных мероприятиях.
Информация, полученная с помощью ССП, может быть использована:
- менеджментом компании для принятия управленческих решений (корректировка стратегических целей, выбор планируемых мероприятий, стимулирование сотрудников и т.д.);
- владельцами компании для принятия решений по ключевым вопросам, связанных с бизнесом (выбор команды управленцев, определение приоритетных видов деятельности, продажа компании и т.д.);
- инвесторами (кредиторами) для принятия финансовых решений.
1. Финансовое состояние. Стратегические цели в рамках данного аспекта:
- увеличение прибыли от продаж (показателем, соответственно, будет прибыль от продаж);
- привлечение капитала при сокращении стоимости капитала (показатель – средняя стоимость капитала);
- cокращение финансовых рисков (показатель – индекс финансового риска).
2. Внутренние бизнес-процессы. Стратегические цели:
- повышение эффективности производства (показатель - производственные затраты на переработку 1 условной единицы сырья);
- обеспечение работоспособности оборудования (показатель – коэффициент располагаемой мощности);
- сокращение затрат на сырье (показатель – затраты на закупку и доставку 1 условной единицы сырья).
3. Взаимоотношения с клиентами. Стратегические цели:
- укрепление позиций на рынке (показатель – доля рынка);
- развитие брэндов (показатель – брэндовая премия);
- развитие партнерских отношений с дистрибьюторами (показатель – коэффициент удержания дистрибьюторов).
4. Образование персонала и развитие компании. Стратегические цели:
- удержание ключевого персонала (показатель – коэффициент текучести ключевого персонала);
- развитие инновационного потенциала (показатель - число инновационных (рационализаторских) предложений на одного сотрудника);
- повышение уровня образования сотрудников (показатели – средняя оценка успеваемости обучающихся сотрудников, количество обучающихся сотрудников).
Между показателями, характеризующими аспекты бизнеса, имеется причинно-следственная связь. Так, если в качестве основополагающей цели компании декларируется увеличение чистой прибыли от реализации продукции, то в качестве в качестве возможных причин данному следствию могут выступать: повышение лояльности существующих клиентов иувеличение количества вновь привлеченных клиентов (соответствующиепоказатели относятся к аспекту взаимоотношений с клиентами). В свою очередь, такие следствия как повышение лояльности существующих клиентови увеличение количества вновь привлеченных клиентов ведут к повышению качества продукции и уменьшение количества возвратов, увеличение скорости обработки заказов, повышение качества сервисного обслуживания (показатели, отражающие состояние внутренних бизнес-процессов), что также является следствием повышения квалификации персонала (показатель,относящийся к аспекту образования персонала и развития компании).
Сёмин Александр Николаевич,
экономист-маркетолог